198

РЕАКЦИЯ НАЧИНАЕТ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ

Давно уже указывала социал-демократическая печать на непрочность, на беспочвенность пресловутого рус­ского «конституционализма». Пока держится старая власть и держит в руках всю громадную машину госу­дарственного управления, — до тех пор нельзя и гово­рить серьезно о значении народного представительства, о возможности удовлетворить наболевшие нужды мил­лионов народа. Начались заседания Гос. думы, — поли­лись особенно бурным потоком либерально-буржуазные речи о мирном конституционном пути, — начались и стали все усиливаться организуемые агентами прави­тельства избиения мирных демонстрантов, поджоги домов с народными собраниями, наконец, прямые по­громы.

А крестьянское движение растет. Забастовки рабочих становятся все острее, все чаще и шире. Самые отсталые военные части, пехота в провинции, казачество, прихо­дят в волнение.

Слишком много горючего материала в русской жизни. Слишком велика и остра борьба, подготовленная ве­ками невиданных в истории насилий, истязаний, мучи­тельства, грабежей и эксплуатации. Нельзя уложить этой борьбы народа со старой властью в рамки борьбы Думы за то или иное министерство. Нельзя удержать самых забитых и темных «подданных» от заявления требований просыпающейся человеческой и граждан­ской личности. Нельзя удержать призывом к законности

199

старую власть, которая всегда сама сочиняла законы, которая борется за свое существование последними, са­мыми отчаянными, дикими и бешеными средствами.

Погром в Белостоке — особенно яркий факт этого начала вооруженных действий правительства против народа, Старая, но вечно новая, — вечно до победы народа, до полного сметения старой власти — история российских погромов! Вот несколько выдержек из теле­граммы выборщика белостокских граждан, Цирина: «Начался еврейский погром, подготовленный заранее». «Вопреки распространившимся слухам, из министерства в течение целого дня никаких распоряжений не посту­пало». «Погром усердно агитировался уже две недели; по улицам, в особенности по вечерам, раздавались прокламации, призывавшие к избиению не только ев­реев, но и интеллигенции; полиция смотрела на это сквозь пальцы».

Старая знакомая картина! Полиция подготовляет погром заранее. Полиция подстрекает; в правительст­венных типографиях печатаются воззвания об избиении евреев. Полиция бездействует в начале погрома. Войска молча смотрят на подвиги черной сотни. А потом, — потом та же полиция продолжает комедию суда и след­ствия над погромщиками, Суд и следствие чиновников старой власти приводят неизменно к одному результату: дело затягивается, погромщиков виновных не оказы­вается, кое-когда даже избитых и изувеченных евреев и интеллигентов тянут под суд, проходят месяцы, — старая, но вечно новая история забывается, впредь до следующего погрома, Подлое подстрекательство, под­куп и спаивание подонков нашей проклятой капита­листической «цивилизации», зверское избиение воору­женными безоружных, комедия суда и следствия, про­изводимых самими виновными, И могут еще находиться люди, которые, видя эти явления русской жизни, думают и говорят, будто чье-то «легкомыслие» призывает народ к «крайним средствам»! Не только легкомыслие нужно, нужна дрянность души, нужна политическая испорчен­ность, чтобы говорить подобные вещи пред лицом таких событий,   как  сожжение   Народного  дома в Вологде

200

(начало заседаний Гос. думы) или белостокский по­гром (месяц заседаний Думы). Миллионы призывов не произведут на народ и сотой доли того действия, как одно такое событие. И говорить о «легкомыслии» при­зывов — такое же беспросветное педантство, такое же гражданское омертвение, как осуждение бешеного крика мести, несущегося с поля вологодских и бело­стокских сражений.

Гос. дума поступила очень хорошо, поставив немед­ленно на обсуждение запрос по поводу белостокского погрома и отправив членов Гос. думы в Белосток для расследования дела на месте. Но, когда вы читаете этот запрос, когда вы сопоставляете с ним речи де­путатов Гос. думы и общеизвестные факты погро­мов, — получается глубокое чувство неудовлетворен­ности, чувство возмущения нерешительным языком запроса.

Судите сами. Авторы запроса говорят только: «насе­ление опасается, чтобы со стороны местных властей и злостной агитации не сделано было попытки предста­вить пострадавших виновниками постигшего их бед­ствия»... «В этом направлении распространяются лжи­вые сведения». Да, да, забитое и измученное еврейское население опасается и имеет все основания опасаться этого. Это правда. Но ведь это не вся правда, господа члены Думы и авторы запроса! Вы-то, не избитые пока еще и не измученные депутаты народа, прекрасно знаете, что это не вся правда. Вы знаете, что забитое население не смеет назвать истинных виновников погрома. Бы должны их назвать. На то вы депутаты народа. На то вы пользуетесь — даже по российским законам — пол­ной свободой слова в Государственной думе. Не стано­витесь же между реакцией и народом в такие минуты, когда вооруженная реакция душит, избивает, калечит невооруженный народ. Становитесь прямо и целиком на сторону народа. Не ограничивайтесь передачей обывательского опасения, что гнусные виновники по­громов признают виновниками убитых. Выступайте с прямыми обвинениями эmux виновников — это ваш прямой долг перед народом. Спрашивайте правитель-

201

ство не о том, принимаются ли меры к защите евреев и для предупреждения погромов, а о том, долго ли будет еще правительство прикрывать истинных виновников, принадлежащих к составу правительства. Спрашивайте о том, полагает ли правительство, что народ еще долго будет в заблуждении насчет этих истинных виновни­ков. Обвиняйте правительство открыто и во всеуслы­шание, призывайте народ к организации милиции и самообороны, как к единственному средству защиты от погромов.

Это не соответствует «парламентским обычаям», ска­жете вы. И вам не стыдно даже теперь выдвигать такие доводы? И вы не понимаете, что народ осудит вас, если вы даже в такие минуты не бросаете игры в парламент, не осмеливаетесь сказать прямо, открыто, громко то, что вы на самом деле знаете и думаете?

А что вы знаете правду о погромах, это видно из речей депутатов Думы. Кадет Набоков говорит: «Мы знаем, что во многих случаях администрации отнюдь не удавалось сбросить с себя подозрение в том, что единовременность возникновения погромов является результатом либо черносотенных организаций, дейст­вующих с ведома местных властей, либо, в лучшем случае, систематического бездействия их».

Если вы знаете это, господа кадеты, то вы должны были сказать это в запросе. Так и надо писать: мы знаем то-то и спрашиваем о том-то. И если вы знаете «лучшие» случаи, то неприлично депутатам народа молчать о худших случаях: о прямой организации по­громов полицией по приказу из Питера.

«Белосток не исключительный случай», — справед­ливо сказал Левин. «Это одно из последствий той си­стемы, с которой вы хотите бороться». Правильно, гражданин Левин! Но если мы в газете можем говорить только о «системе», то вам в Думе надо говорить пря­мее и резче.

«Погромы, это — целая система. В октябрьские дни... правительство... не нашла другого средства, чтобы бороться с освободительным движением... Вы знаете, чем окончилась эта глава истории. Теперь повторяется

202

то же самое... Эта система подготовлена и задумана коварно и столь же коварно исполняется. Во многих случаях мы отлично знаем, кто эти погромы подгото­вляет, мы отлично знаем, что прокламации рассылаются жандармскими управлениями»,

Еще раз: правильно, гражданин Левин! И надо было в запросе написать: полагает ли министерство, что Дума не знает общеизвестного факта о рассылке про­кламаций жандармами и полицией?

Депутат Рыжков прямо назвал ложью объяснение погромов племенной враждой, — злым вымыслом — объяснение их бессилием власти. Депутат Рыжков при­вел ряд фактов «сотрудничества» полиции, погромщиков и казаков. «Я живу в крупном промышленном районе, — сказал он, — и знаю, что погром, например, в Луганске не принял ужасающих размеров только потому (слу­шайте это хорошенько, господа: только потому), что безоружные рабочие голыми руками гнали погромщиков под страхом быть застреленными полицией».

«Обвинение правительства» озаглавливает газета «Речь» этот отдел думских прений, Хорошее заглавие. Но место этому заглавию не в газете, а в тексте запроса Думы. Либо писать эти запросы так, чтобы они были огненным обвинением правительства перед народом, — либо вызывать горькие замечания и насмешки за во­пиющее несоответствие между чудовищностью фактов и канцелярскими умолчаниями канцелярски-сдержан­ных запросов. Только вступив на первый путь, Дума отучит реакционеров смеяться над ней. А то реакцио­неры прямо и открыто издеваются. Прочтите сегодняш­нее «Новое Время». Эти лакеи погромщиков хохочут, веселятся: «Нельзя не отметить с особенным удоволь­ствием (!!) ту поспешность, с какой Дума запросила министра о еврейском погроме в Белостоке». Вы видите: погромщики испытывают особенное удовольствие, — лакей выбалтывает правду. Реакция довольна и бело­стокским погромом и тем, что можно Думу теперь ругать «еврейской» Думой» Реакция глумится: «Если следует прощать погромы собственности крестьянами в русских губерниях, как сегодня говорили в Г. думе,

203


то следует точно так же прощать и погромы еврейской собственности в Западном крае».

Вы видите, господа думцы: реакционеры прямее вас. Речи реакционеров сильнее, чем ваши речи в Думе. Реакционеры не боятся войны. Реакционеры не боятся связать Думу с крестьянской борьбой за свободу. Не бой­тесь же и вы связать реакционную власть с погромщи­ками!


Написано 3 (16) июня 1906 г.

Напечатано 4 июня 1906 г. в газете «Вперед» № 9

 

Печатается по тексту газеты