1

ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ РЕФЕРЕНТУ[1]

 

Написано в мае, ранее 15 (28),

1908 г.

Впервые напечатано в 1925 г.

в Ленинском сборнике III

Печатается по рукописи

 

5

1. Признает ли референт, что философия марксизма есть диалектический материализм?

Если нет, то почему не разобрал он ни разу бесчис­ленных заявлений Энгельса об этом?

Если да, то зачем называют махисты свой «пересмотр» диалектического  материализма  «философией  мар­ксизма»?

2. Признает ли референт основное деление философ­ских систем у Энгельса на материализм и идеализм, причем средними между тем и другим, колеблющимися между ними считает Энгельс линию Юма в новой фило­софии, называя эту линию «агностицизмом» и объявляя кантианство разновидностью агностицизма?[2]

3. Признает ли референт, что в основе теории позна­ния диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове?

4. Признает ли референт правильным рассуждение Энгельса о превращении «вещей по себе» в «вещи для нас»?[3]

5. Признает ли референт правильным утверждение Энгельса, что «действительное единство мира, заклю­чается в его материальности»? (Anti-Dühring, 2 изд., 1886 г., стр. 28, I отдел. § IV о мировой схе­матике)[4].

6. Признает ли референт правильным утверждение Энгельса, что «материя без движения так же немыслима, как движение без материи» (Anti-Dühring, 1886, 2 изд.,

6

стр. 45, в § 6 о натурфилософии, космогонии, физике и химии)[5].

7. Признает ли референт, что идея причинности, не­обходимости, закономерности и т. д. является отраже­нием в человеческой голове законов природы, действи­тельного мира? Или Энгельс был не прав, утверждая это (Anti-Dühring, S. 20—21, в § III — об априори­зме, и S. 103—104, в § XI — о свободе и необходи­мости)[6].

8. Известно ли референту, что Мах выражал свое согласие с главой имманентной школы, Шуппе, и даже посвятил ему свой последний и главный философский труд?[7] Как объясняет референт это присоединение Маха к явно идеалистической философии Шуппе, защит­ника поповщины и вообще явного реакционера в фило­софии?

9. Почему референт умолчал о «приключении» с его вчерашним товарищем (по «Очеркам»), меньшевиком Юшкевичем, который сегодня объявил Богданова (вслед за Рахметовым) идеалистом?[8] Известно ли референту, что Петцольдт в своей последней книге[9] целый ряд учеников Маха отнес к идеалистам?

10. Подтверждает ли референт тот факт, что махизм не имеет ничего общего с большевизмом? что против махизма неоднократно протестовал Ленин?[10] что мень­шевики Юшкевич и Валентинов «чистые» эмпириокритики?



[1] «Десять вопросов референту» были написаны В. И. Лениным в первой половине мая 1908 года в Лондоне, куда он выезжал из Женевы для работы над книгой «Материализм и эмпирио­критицизм», и посланы члену Большевистского центра и члену редакции газеты «Пролетарий» И. Ф. Дубровинскому в качестве тезисов для его выступления на реферате А. Бог­данова «Приключения одной философской школы», который состоялся в Женеве 15 (28) мая 1908 года.

Воспользовавшись отъездом Ленина, Богданов, Луна­чарский и другие, стоявшие в философии на махистских позициях, активизировали свою деятельность. Под флагом критики «материализма плехановской школы» они под­вергали ревизии марксистскую философию, пытались до­казать, что не диалектический материализм, а изобре­тенная Богдановым разновидность махизма — эмпириомо­низм — является философией большевизма.

Готовясь к выступлению, Дубровинский внес изменения во второй, третий и десятый вопросы, а седьмой вопрос зачеркнул. В своем выступлении, основанном на ленинских тезисах, Дубровинский (выступавший под псевдонимом Дорова) подверг резкой критике взгляды Богданова, заявил, что большевизм не имеет ничего общего с эмпириомонизмом, указал на несовместимость проповеди «богостроительства» с диалектическим материализмом.

[2] См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 350—351).

[3] См. Ф. Энгельс. «Введение к английскому изданию» работы «Развитие социализма от утопии к науке» и «Людвиг Фейер­бах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 89—92, 351—352).

[4] См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 42.

[5] См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 57,

[6] См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 33—34, 107.

[7] В. И. Ленин имеет в виду книгу Эрнста Маха «Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zur Psychologie der Forschung» («Позна­ние и заблуждение. Эскизы психологии исследования»), посвященную «Вильгельму Шуппе в знак сердечного уваже­ния». Первое издание книги вышло в Лейпциге в 1905 году.

Ленинскую характеристику имманентной школы см. в работе «Материализм и эмпириокритицизм», особенно § 3 главы IV (настоящий том, стр. 218—227).

[8] В. И. Ленин имеет в виду главу «Эмпириомонизм А. Богда­нова» в книге П. С. Юшкевича «Материализм и критический реализм. О философских направлениях в марксизме». СПБ., 1908, стр. 161-193.

[9] В. И. Ленив имеет в виду книгу Иосифа Петпольдта «Dаз Weltproblem von positivistischem Standpunkte aus» («Про­блема мира с позитивистской точки зрения»).

[10] См. письмо В. И. Ленина А. М. Горькому от 12 (25) февра­ля 1908 года (Сочинения, 4 изд., том 13, стр. 411—417).