18

О ЧЕРНОСОТЕНСТВЕ

В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно ори­гинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это — темный му­жицкий демократизм, самый грубый, но и самый глу­бокий.

Как ни стараются командующие классы отгородить от народа наши политические партии и посредством третьеиюньского избирательного закона 12 и посред­ством тысячи «особенностей» нашего государственного строя, а все же жизнь берет свое. Той или иной связи с народом приходится искать каждой политической партии, даже и крайним правым.

Крайние правые — партия помещиков. Но ограни­читься связями с одними помещиками они не могут. Им приходится прикрывать эту связь и делать вид, что они защищают общенародные интересы, отстаивают «добрые старые» порядки «устойчивого» земледельче­ского быта. Приходится взывать к самым закоренелым предрассудкам самого захолустного мужика, играть на его темноте.

Безопасно такая игра не проходит. Нет-нет, и прорвется голос подлинной мужицкой жизни, мужицкий демократизм через всю черносотенную затхлость и натасканность. Тогда правые вынуждены выгонять вон «неудобного» мужицкого демократа. А подобное изгнание или устранение крайними правыми из их собственного лагеря самых верноподданных черносо­тенцев за демократизм, разумеется, не обходится без просветительного влияния на массу.

19

Например, епископ Никон, крайний правый, вынуж­ден был уйти от думской работы. Почему?

На это даст ясный ответ письмо самого епископа Никона в «Енисейской Мысли» 13. Разумеется, прямо говорить о причинах своего удаления еп. Никон не смеет. Но, приводя письмо некоего крестьянина, еп. Никон пишет: «земельный, хлебный и др. важней­шие вопросы нашей русской действительности и края как-то не доходят до рук и сердец ни начальства, ни Думы. Эти вопросы, их посильное решение почитаются «утопическими», «рискованными», неблаговременными. Что же сами молчат и чего ждут? Настроений, бунтов, за которые будет расстрел тех же «недоедающих», голодных, несчастных крестьян?! У нас боятся «боль­ших» дел и реформ, ограничиваются мелочами, пустяч­ками, хотя бы и добрыми».

Так пишет еп. Никон. Так рассуждают многие и многие черносотенные крестьяне. И вполне понятно, почему епископа Никона должны были удалить от думских дел и выступлений за такие речи.

По существу дела, еп. Никон выражает свой черно­сотенный демократизм в рассуждении весьма и весьма неправильном. И земельный и хлебный и все прочие важные вопросы вполне доходят и до рук и до сердца (и до кармана) и «начальства» и Думы.

«Посильное» решение этих вопросов и «начальство» и Дума дают, — только именно посильное решение, соответствующее интересам и силе помещиков, которые преобладают и в начальстве и в Думе.

Епископ Никон чувствует, что его черносотенные взгляды разбивает сама жизнь; их разбивает то, что ему приходится наблюдать и в Думе и в отношениях «начальства» и т. д. А понять, отчего это происходит, еп. Никон не может или боится.

Но жизнь возьмет свое, и из десяти единомышлен­ников еп. Никона в любой деревне девять, наверное, окажутся в конце концов не так туги на усвоение уроков жизни, как еп. Никон.

"Правда  Труда» № 14,

26 сентября 1913 г.

Печатается по тексту газеты «Правда Труда

 



12 3 (16) июня 1907 года был  издан царский манифест о рос­пуске II Государственной думы и об изменениях в избира­тельном законе. Новый закон намного увеличивал предста­вительство   в   Думе   помещиков   и   торгово-промышленной буржуазии и в несколько раз сокращал и без того небольшое число представителен крестьян и рабочих. Это было грубое нарушение манифеста 17 октября 1905 года и Основного за­кона 1906 года, по которым законы не могли издаваться правительством без одобрения Государственной думы. Избран­ная на основании этого закона и собравшаяся  1  (14) но­ября 1907 года III Государственная дума по своему составу была черносотенно-октябристской. Третьеиюпьский государственный переворот положил на­чало периоду столыпинской реакции. — 18.

13 «Енисейская  Мысль» — ежедневная  газета  либерально-бур­жуазного направления,  издавалась в Красноярске с  1912 по 1915 год. — 19.