КРЕПОСТНОЕ ХОЗЯЙСТВО В ДЕРЕВНЕ

 

Наши либералы никак не хотят признать того, что в русской деревне до сих пор необъятно широко еще применяется крепостное хозяйство. Крепостничество еще живо. Ибо, когда полунищий крестьянин работает на помещика своим убогим скотом и орудиями, будучи закабален выдачей денег взаймы или арендой земли, то это и есть экономическая сущность крепостного хозяйства.

При капитализме рабочий не имеет ни земли, ни орудий труда. При крепостническом хозяйстве эксплуатируемый работник имеет и земли и орудия труда, но все это служит именно для закабаления его, для прикрепления его к “барину-помещику”.

И вот в журнале “Русская Мысль”1, который известен проповедью почтения к помещичьей собственности, в мартовской книжке нечаянно проскользнула правда.

“Зимние наемки, — читаем мы там, — разве это не нелепость в наш век, век электричества и аэропланов? А эта форма рабства и кабалы продолжает процветать и посейчас, играя роль пиявок на крестьянском организме.

Зимние наемки — любопытное и характерное явление на Руси. Они сохранили во всей свежести крепостной термин “обязанных” крестьян”.

Это пишет не какой-нибудь “левый” орган, а журнал контрреволюционных либералов!

Количество “обязанных” дворов, по местным сведениям относительно весны 1913 года, достигает иногда 56%, например, в Черниговской губернии, т. е. почти трех пятых всего числа дворов. А при зимней наемке крестьянин получает за работу вдвое и втрое дешевле, чем при летнем найме.

Перед нами чисто крепостническая кабала и безысходная нищета крестьян — наряду с теми “прогрессами” отрубов, травосеяния, введения машин и т. п., которые так восхищают иных наивных людей. На деле эти прогрессы, при сохранении отчаянной нищеты и кабалы массы крестьян, только ухудшают их положение, обостряют неизбежность кризиса, увеличивают противоречие между требованиями современного капитализма и варварской, средневековой, азиатской “зимней наемкой”.

Испольщина, обработка земли из половины урожая или уборка сенокосов из третьей копны (“на третьяк”) представляет собой тоже прямое переживание крепостничества. Количество испольно обрабатываемых крестьянами земель достигает 21—68% собственных крестьянских земель, по разным районам России и по новейшим данным. А количество испольных сенокосов еще больше: от 50 до 185% собственной крестьянской земли!..

“В некоторых случаях, — читаем в умеренно-либеральном журнале, — кроме оплаты земли половиною урожая, а сенокоса двумя третями, испольщик обязывается 1—2 неделями бесплатной работы в экономии, чаще всего с лошадью или с подростком”.

Чем же это отличается от крепостного права? Крестьянин бесплатно работает на помещика, получая землю от него исполу!

Наши либералы постоянно рассматривают “крестьянский вопрос” с точки зрения “малоземелья” крестьян или необходимости “государственного устройства” их быта или наделения землей по той или иной “норме” (этим грешат и народники). Такая точка зрения в корне не верна. Дело идет о классовой борьбе на почве крепостнических отношений хозяйства, только и всего. При сохранении теперешнего землевладения помещиков неизбежно сохранение кабалы, крепостничества и, по выражению “Русской Мысли”, рабства. Никакие “реформы” и никакие политические изменения тут не помогут. Тут идет речь о землевладении класса, превращающем всякий “прогресс” в черепаший, превращающем массу крестьян в задавленных и привязанных к “барину” нищих.

Не о “потребительной” или “производительной” норме идет тут речь (все это народнический вздор), не о “малоземелье”, не о “наделении землей”, — надо говорить об устранении классового крепостнического гнета, мешающего развитию капиталистической страны. Так и только так можно прийти к пониманию известной “поговорки” — “кита” сознательных русских рабочих.

“Путь Правды” № 66,

20 апреля 1914 г.

Печатается по тексту

газеты “Путь Правды”

_____________________

1 “Русская Мысль” — ежемесячный литературно-политический журнал; выходил в Москве с 1880 по 1918 год; до 1905 года — либерально-народнического направления (до 1885 г. — редактор В. М. Лавров). В 90-х годах иногда печатал на своих страницах статьи марксистов. В это время в “Русской Мысли” печатались прогрессивные писатели: А. М. Горький, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Г. И. Успенский, А. П. Чехов и др. После революции 1905 года — орган правого крыла кадетской партии; выходил под редакцией П. Б. Струве. Журнал выступал с проповедью национализма, “веховства”, поповщины, с защитой помещичьей собственности.