1

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

И ВРЕМЕННОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО[1]

Напечатано 5 и 12 апреля                                     Печатается по тексту газеты

(23 и 30 марта) 1905 г.                                                         сверенному с рукописью

в газете «Вперед» №№ 13 и 14

3

I

Всего пять лет тому назад лозунг «долой самодержа­вие!» казался многим представителям социал-демокра­тии преждевременным, непонятным для рабочей массы. Эти представители справедливо были относимы к оппор­тунистам. Им разъясняли и разъяснили, что они от­стают от движения, что они не понимают задач партии, как передового отряда класса, как его руководителя и организатора, как представителя движения в целом, его коренных и главных целей. Эти цели временно могут заслоняться повседневной будничной работой, но никогда не должны терять значения путеводной звезды для борющегося пролетариата.

И вот настало время, когда революционное пламя охватило всю страну, когда в неизбежность ниспровер­жения самодержавия в ближайшем будущем уверовали самые неверующие. А социал-демократии, точно по какой-то иронии истории, приходится еще раз иметь дело с такими же реакционными, оппортунистическими попытками оттащить назад движение, принизить его задачи, затемнить его лозунги. Полемика с представи­телями таких попыток становится задачей дня, приобре­тает (вопреки мнению многих и многих, недолюбливаю­щих полемики внутри партии) громадное практическое значение. Ведь чем ближе подходим мы к непосредст­венному осуществлению наших ближайших политиче­ских задач, тем больше необходимость совершенно ясно понимать эти задачи, тем вреднее всякие двусмыслен­ности, недомолвки или недомыслия в этом вопросе.

4

А недомыслия весьма немало среди социал-демокра­тов новоискровского или (что почти то же) рабочедельского лагеря[2]. Долой самодержавие! — с этим все со­гласны, не только все социал-демократы, но и все демократы, даже все либералы, если верить их тепереш­ним заявлениям. Но что это значит? Как именно должно произойти это низвержение теперешнего правительства? Кто должен созвать то учредительное собрание, которое теперь готовы выставить, — с признанием всеобщего и т. д. избирательного права — своим лозунгом и освобожденцы (см. № 67 «Освобождения»[3])? В чем именно должно состоять действительное обеспечение свобод­ных и выражающих интересы всего народа выборов в такое собрание?

Кто не дает себе ясного и точного ответа на эти вопросы, тот не понимает лозунга: долой самодержавие! А эти вопросы неизбежно подводят нас к вопросу о вре­менном революционном правительстве; не трудно по­нять, что при самодержавии действительно свободные всенародные выборы в учредительное собрание с полным обеспечением действительно всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов не только невероятны, но прямо невозможны. И если мы не зря выдвигаем практическое требование немедленного низвержения самодержавного правительства, то мы должны же выяснить себе, каким именно другим правительством хотим мы заменить правительство низвергаемое, или иначе сказать: как мы смотрим на отношение социал-демократии к вре­менному революционному правительству?

По этому вопросу оппортунисты современной социал-демократии, т. е. новоискровцы, так же усиленно тащат партию назад, как пять лет назад рабочедельцы по во­просу о политической борьбе вообще. Их реакционные взгляды по этому пункту всего цельнее развиты в бро­шюре Мартынова «Две диктатуры», которую специаль­ной заметкой одобрила и рекомендовала «Искра»[4] (№ 84) и на которую мы не раз уже обращали внимание наших читателей.

В самом начале своей брошюры Мартынов пугает нас такой страшной перспективой: если бы крепкая орга­-

5

низация революционной социал-демократии могла «на­значить и провести всенародное вооруженное восстание» против самодержавия, о чем мечтал Ленин, то «не оче­видно ли, что всенародная воля назначила бы сейчас же после революции именно эту партию временным прави­тельством? Не очевидно ли, что народ именно этой пар­тии, а не какой-либо другой, вручил бы ближайшую судьбу революции?»

Это невероятно, но это факт. Будущий историк рус­ской социал-демократии с удивлением должен будет констатировать, что в самом начале русской революции жирондисты социал-демократии пугали революционный пролетариат подобной перспективой! Все содержание брошюры Мартынова (и целого ряда статей и отдельных мест в статьях новой «Искры») сводится к размалевыванию «ужасов» этой перспективы. Идейному вождю новоискровцев чудится тут «захват власти», мерещится пугало «якобинства», бакунизма, ткачевизма[5] и прочих страшных измов, которыми так охотно пугают поли­тических младенцев разные революционные нянюшки[a]. И, разумеется, не обходится при этом без «цитат» из Маркса и Энгельса. Бедные Маркс и Энгельс, как только не злоупотребляли цитатами из их произведений! Вы помните: на ту истину, что «всякая классовая борьба есть борьба политическая»[6], ссылались для оправдания узости и отсталости наших политических задач и спо­собов политической агитации и борьбы? Теперь лжесви­детелем в пользу хвостизма выводится Энгельс. Он писал в «Крестьянской войне в Германии»: «Самым худ­шим из всего, что может предстоять вождю крайней партии, является вынужденная необходимость обладать властью в то время, когда движение еще недостаточно созрело для господства представляемого им класса и для проведения мер, обеспечивающих это господство»[7]. Достаточно внимательно прочесть это начало длинной цитаты, приводимой Мартыновым, чтобы убедиться, как искажает мысль автора наш хвостист. Энгельс говорит о власти, обеспечивающей господство класса.

6

Неужели это не ясно? По отношению к пролетариату это, следовательно, власть, обеспечивающая господство пролетариата, т. е. диктатура пролетариата для совер­шения социалистического переворота. Мартынов не по­нимает этого, смешивая временное революционное правительство в эпоху свержения самодержавия с обес­печенным господством пролетариата в эпоху свержения буржуазии, смешивая демократическую диктатуру про­летариата и крестьянства с социалистической дикта­турой рабочего класса. А между тем, из продолжения цитаты Энгельса, мысль его становится еще более ясной. Вождь крайней партии — говорит он — должен будет «отстаивать интересы чуждого ему класса и отделы­ваться от своего класса фразами, обещаниями и увере­ниями в том, что интересы другого класса являются его собственными. Кто раз попал в это ложное положение, тот погиб безвозвратно»[8].

Подчеркнутые места ясно показывают, что Энгельс предостерегает именно от того ложного положения, которое является результатом непонимания вождем действительных интересов «своего» класса и действи­тельного классового содержания переворота. Для на­глядности попробуем разжевать это нашему глубоко­мысленному Мартынову на простом примере. Когда народовольцы, думая представлять интересы «труда», уверяли себя и других, что 90 проц. крестьян в будущем русском учредительном собрании будут социалистами, они попадали этим в ложное положение, неминуемо долженствующее привести к их безвозвратной полити­ческой гибели, ибо эти «обещания и уверения» не соот­ветствовали объективной действительности. На деле они проводили бы интересы буржуазной демокра­тии, «интересы другого класса». Не начинаете ли вы понимать кое-что, почтеннейший Мартынов? Когда соци­алисты-революционеры[9] изображают неизбежно пред­стоящие России аграрные преобразования, как «социа­лизацию», как «передачу земли народу», как начало «уравнительного пользования», они ставят себя в лож­ное положение, неминуемо долженствующее привести их к безвозвратной политической гибели, ибо на деле

7

как раз те преобразования, которых они добиваются, обеспечат господство другого класса, крестьянской бур­жуазии, так что их фразы, обещания и уверения будут тем скорее опровергнуты действительностью, чем быст­рее пойдет развитие революции. Вы все еще не пони­маете, в чем дело, почтеннейший Мартынов? Вы все еще не понимаете, что суть мысли Энгельса состоит в указании на гибельность непонимания действительных исторических задач переворота, что слова Энгельса применимы, следовательно, к народовольцам и «социа­листам-революционерам»?

II

Энгельс указывает на опасность непонимания во­ждями пролетариата непролетарского характера пере­ворота, а умный Мартынов выводит отсюда опасность того, чтобы вожди пролетариата, отгородившие себя и программой и тактикой (т. е. всей пропагандой и аги­тацией) и организацией от революционной демократии, играли руководящую роль в создании демократической республики. Энгельс видит опасность в смешении во­ждем мнимосоциалистического и реальнодемократического содержания переворота, а умный Мартынов выводит отсюда опасность того, чтобы пролетариат вместе с крестьянством брал на себя сознательно дик­татуру в проведении демократической республики, как последней формы буржуазного господства и как наилуч­шей формы для классовой борьбы пролетариата с бур­жуазией. Энгельс видит опасность в фальшивом, ложном положении, когда говорят одно, а делают другое, когда обещают господство одного класса, а обеспечивают на деле господство другого класса; Энгельс в этой фальши видит неизбежность безвозвратной политической гибели, а умный Мартынов выводит отсюда опасность гибели вследствие того, что буржуазные сторонники демократии не дадут пролетариату и крестьянству обес­печить действительно демократической республики. Умный Мартынов никак не в силах понять, что такая гибель, гибель вождя пролетариата, гибель тысяч пролетариев в борьбе за действительно демократическую

8

республику, будучи физической гибелью, не только не есть политическая гибель, а, напротив, есть величай­шее политическое завоевание пролетариата, величайшее осуществление им его гегемонии в борьбе за свободу. Энгельс говорит о политической гибели того, кто бессознательно сбивается с своей классовой дороги на чужую классовую дорогу, а умный Мартынов, благого­вейно цитируя Энгельса, говорит о гибели того, кто пойдет дальше и дальше по верной классовой дороге.

Различие точек зрения революционной социал-демо­кратии и хвостизма выступает тут со всей очевидностью. Мартынов и новая «Искра» пятятся от ложащейся на пролетариат вместе с крестьянством задачи самого радикального демократического переворота, пятятся от социал-демократического руководства этим переворо­том, отдавая таким образом хотя бы и бессознательно интересы пролетариата в руки буржуазной демократии. Из той справедливой мысли Маркса, что мы должны готовить не правительственную, а оппозиционную пар­тию будущего, Мартынов делает вывод, что мы должны учинять хвостистскую оппозицию настоящей револю­ции. К этому сводится его политическая мудрость. Вот его рассуждение, над которым мы очень рекомен­довали бы читателю подумать: «Пролетариат не может получить ни всей, ни части политической власти в государстве, покуда он не сделает социалистической революции. Это — то неоспоримое положение, которое отделяет нас от оппортунистиче­ского жоресизма...» (Мартынов, с. 58), — и которое, добавим мы от себя, неоспоримо доказывает неспо­собность почтенного Мартынова понимать, что к чему. Смешивать участие пролетариата во власти, сопроти­вляющейся социалистическому перевороту, с участием пролетариата в демократической революции, значит безнадежно не понимать, о чем идет дело. Это все равно, что смешать участие Мильерана в министерстве убийцы Галифе с участием Варлена в Коммуне, отстаивавшей и отстоявшей республику.

Но слушайте дальше, чтобы видеть, как путается наш автор: «...Но если так, то очевидно, что предстоящая

9

революция не может реализовать никаких политиче­ских форм против воли всей (курсив Мартынова) бур­жуазии, ибо она будет хозяином завтрашнего дня...» Во-первых, почему здесь говорится только о политиче­ских формах, тогда как в предыдущей фразе речь шла о власти пролетариата вообще, вплоть досоциалистиче­ской революции? почему автор не говорит о реализа­ции экономических форм? Потому, что он незаметно для самого себя перескочил уже с социалистическо­го переворота на демократический. Если же так (это во-вторых), то совершенно ошибочно автор говорит tout court (просто-напросто) о «воле всей буржуазии», потому что эпоха демократического переворота отли­чается как раз различием воли разных слоев буржуазии, только избавляющейся от абсолютизма. Говорить о де­мократическом перевороте и ограничиваться простым и голым противопоставлением пролетариата и буржуа­зии есть чистая несообразность[b], ибо этот переворот знаменует именно тот период развития общества, когда масса его стоит собственно между пролетариатом и бур­жуазией, составляет из себя обширнейший мелкобур­жуазный, крестьянский слой. У этого гигантского слоя, именно потому, что демократический переворот еще не совершен, гораздо больше общих интересов с проле­тариатом в деле реализации политических форм, чем у «буржуазии» в настоящем и узком значении этого слова. В непонимании этой простой вещи один из глав­ных источников мартыновской путаницы.

Дальше: «...Если так, то путем простого устрашения большинства буржуазных элементов революционная борьба пролетариата может привести только к одному,— к восстановлению абсолютизма в его первоначальном виде, — и пролетариат, конечно, перед этим возможным результатом не остановится, он не откажется от устра­шения буржуазии на худой конец, если дело будет кло­ниться решительно к тому, чтобы мнимой конституцион­ной уступкой оживить и укрепить разлагающуюся

10

самодержавную власть. Но, выступая на борьбу, про­летариат, само собою разумеется, имеет в виду не этот худой конец».

Вы понимаете что-нибудь, читатель? Пролетариат не остановится перед устрашением, ведущим к восста­новлению абсолютизма, в случае, если будет грозить мнимо конституционная уступка! Это все равно, как если бы я сказал; мне грозит египетская казнь в виде однодневного разговора с одним Мартыновым; поэтому на худой конец я прибегаю к устрашению, которое мо­жет привести только к двухдневному разговору с Мар­тыновым и Мартовым. Ведь это просто сапоги всмятку, почтеннейший!

Мысль, которая мерещилась Мартынову, когда он писал воспроизведенную нами бессмыслицу, состоит в следующем: если в эпоху демократического переворота пролетариат станет устрашать буржуазию социалисти­ческой революцией, то это поведет только к реакции, ослабляющей и демократические завоевания. Только и всего. Ни о восстановлении абсолютизма в первона­чальном виде, ни о готовности пролетариата на худой конец прибегать к худой глупости не может быть, понятно, и речи. Все дело сводится опять-таки к тому различию между демократическим и социалистическим переворотом, которое Мартынов забывает, к суще­ствованию того гигантского крестьянского и мелкобур­жуазного населения, которое демократический пере­ворот поддержать способно, а социалистический в дан­ную минуту не способно.

Послушаем нашего умного Мартынова еще: «...Оче­видно, борьба между пролетариатом и буржуазией накануне буржуазной революции должна в некоторых отношениях отличаться от этой же борьбы в ее заключи­тельной стадии, накануне социалистической револю­ции...». Да, это очевидно, и если бы Мартынов подумал, в чем именно состоит это отличие, то он вряд ли написал бы предшествующую галиматью да и всю свою бро­шюру.

«...Борьба за влияние на ход и исход буржуазной революции может выразиться только в том, что проле­-

11

тариат будет оказывать революционное давление на волю либеральной и радикальной буржуазии, что более демократические «низы» общества заставят его «верхи» согласиться довести буржуазную революцию до ее логического конца. Она выразится в том, что проле­тариат будет в каждом случае ставить перед буржуа­зией дилемму: либо назад в тиски абсолютизма, в кото­рых она задыхается, либо вперед с народом».

Эта тирада — центральный пункт брошюры Марты­нова. Тут вся ее соль, все ее основные «идеи». И чем же оказываются эти умные идеи? Посмотрите: что такое эти «низы» общества, этот «народ», о котором, наконец, вспомнил наш мудрец? Это именно тот многомиллион­ный мелкобуржуазный городской и крестьянский слой, который вполне способен выступить революционным демократом. А что такое это давление пролетариата плюс крестьянства на верхи общества, что такое это движение пролетариата вместе с народом вперед вопреки верхам общества? Это и есть та революционная демокра­тическая диктатура пролетариата и крестьянства, против которой ратует наш хвостист! Он боится только додумать до конца, боится назвать вещи их настоящим именем. Он говорит поэтому слова, значения которых не понимает, он робко повторяет, с смешными и неум­ными выкрутасами[c], лозунги, настоящий смысл кото­рых от него ускользает. Только с хвостистом и возмо­жен поэтому такой курьез в самой «интересной» части его заключительных выводов: революционное давление и пролетариата и «народа» на верхи общества, но без революционно-демократической диктатуры пролета­риата и крестьянства, — до этого мог договориться только Мартынов! Мартынов хочет, чтобы пролетариат грозил верхам общества, что он с народом пойдет вперед, но чтобы в то же время пролетариат твердо решил с своими новоискровскими вождями не идти вперед по демократическому пути, ибо это есть путь револю­ционно-демократической диктатуры. Мартынов хочет,

12

чтобы пролетариат оказывал давление на волю верхов обнаружением своего безволия. Мартынов хочет, чтобы пролетариат побуждал верхи «согласиться» довести буржуазную революцию до ее логического демократическо-рсспубликанского конца, побуждал тем, что выражал свою собственную боязнь взять на себя вместе с народом это доведение революции до конца, взять на себя власть и демократическую диктатуру. Мартынов хочет, чтобы пролетариат был авангардом в демокра­тическом перевороте, и поэтому умный Мартынов пугает пролетариат перспективой участия во времен­ном революционном правительстве в случае успеха восстания!

Дальше некуда идти в реакционном хвостизме. Мар­тынову, как святому человеку, надо земно поклониться за то, что он довел до конца хвостистские тенденции новой «Искры» и выразил их рельефно и систематически по самому злободневному и коренному политическому вопросу[d].

III

В чем источник мартыновской путаницы? В смешении демократического и социалистического переворота, в заб­вении роли промежуточного, между «буржуазией» и «пролетариатом» стоящего народного слоя (мелкобур­жуазная масса городской и деревенской бедноты, «полупролетарии», полухозяйчики), в непонимании истинного значения нашей программы-минимум. Мар­тынов слыхал, что социалисту неприлично участвовать в буржуазном министерстве (когда пролетариат борется за социалистический переворот) и поспешил «понять» это так, что не следует участвовать вместе с револю­ционной буржуазной демократией в революционно-демократическом перевороте и в той диктатуре, которая необходима для полного осуществления такого пере­ворота. Мартынов читал нашу программу-минимум, но не заметил, что строгое выделение в ней преобразо-

13

ваний, осуществимых на почве буржуазного общества, в отличие от социалистических преобразований, имеет не книжное только значение, а самое жизненное, практическое[e]; он не заметил, что в революционный период она подлежит немедленной проверке и приме­нению на деле. Мартынов не подумал, что отказ от идеи революционно-демократической диктатуры в эпоху падения самодержавия равносилен отказу от осуще­ствления нашей программы-минимум. В самом деле, вспомните только все экономические и политические преобразования, выставленные в этой программе, тре­бования республики, народного вооружения, отделе­ния церкви от государства, полных демократических свобод, решительных экономических реформ. Разве не ясно, что проведение этих преобразований на почве буржуазного строя немыслимо без революционно-демо­кратической диктатуры низших классов? Разве не ясно, что речь идет тут именно не об одном пролетариате в отличие от «буржуазии»[f], а о «низших классах», которые являются активными двигателями всякого демократического переворота? Эти классы — проле­тариат плюс десятки миллионов городской и деревен­ской бедноты, живущей в условиях мелкобуржуазного существования. Принадлежность к буржуазии весьма многих представителей этой массы несомненна. Но еще более несомненно, что в интересах этой массы лежит полное осуществление демократизма и что чем просве­щеннее эта масса, тем неизбежнее ее борьба за это пол­ное осуществление. Социал-демократ никогда не забудет, конечно, о двойственной политико-экономической на­туре мелкобуржуазной городской и сельской массы, он никогда не забудет о необходимости отдельной и самостоятельной классовой организации борющегося за социализм пролетариата. Но он не забудет также, что у этой массы есть «кроме прошлого будущее, кроме

14

предрассудков рассудок»[10], толкающий ее вперед, к революционно-демократической диктатуре; он не забу­дет, что просвещение дается не одной книжкой, и даже не столько книжкой, сколько самим ходом революции, раскрывающей глаза, дающей политическую школу. При таких условиях теория, отказывающаяся от идеи революционно-демократической диктатуры, не может быть названа иначе, как философическим оправданием политической отсталости[g].

Революционный социал-демократ с презрением отбро­сит от себя подобную теорию. Накануне революции он будет не только указывать «худой конец» ее[h]. Нет, он будет также указывать на возможность лучшего конца. Он будет мечтать, — он обязан мечтать, если он не безнадежный филистер, — о том, что после ги­гантского опыта Европы, после невиданного размаха энергии рабочего класса в России, нам удастся разжечь, как никогда, светильник революционного света перед темной и забитой массой, нам удастся, — благодаря тому, что мы стоим на плечах целого ряда революцион­ных поколений Европы, — осуществить с невиданной еще полнотой все демократические преобразования, всю нашу программу-минимум; нам удастся добиться того, чтобы русская революция была не движением нескольких месяцев, а движением многих лет, чтобы она привела не к одним только мелким уступкам со стороны властей предержащих, а к полному ниспровер­жению этих властей. А если это удастся, — тогда... тогда революционный пожар зажжет Европу; истомив­шийся в буржуазной реакции европейский рабочий поднимется в свою очередь и покажет нам, «как это делается»; тогда революционный подъем Европы окажет обратное действие на Россию и из эпохи нескольких революционных лет сделает эпоху нескольких револю­ционных десятилетий, тогда... но мы успеем еще не раз поговорить о том, что мы сделаем «тогда», поговорить

15

не из проклятого женевского далека, а перед тысяч­ными собраниями рабочих на улицах Москвы и Петер­бурга, перед свободными сходками русских «мужиков».

IV

Филистерам новой «Искры» и ее «властителю дум», нашему доброму начетчику Мартынову, чужды и странны, разумеется, такие мечты. Они боятся полного осуществления нашей программы-минимум путем рево­люционной диктатуры простого и черного народа. Они боятся за свою собственную сознательность, боятся потерять указку по вызубренной (но не продуманной) книжке, боятся оказаться не в состоянии отличить правильные и смелые шаги демократических преобра­зований от авантюристских прыжков неклассового, народнического социализма или анархизма. Их фили­стерская душа справедливо подсказывает им, что при быстром ходе вперед труднее отличить верный путь и быстро решать сложные и новые вопросы, чем при рутине будничной, мелкой работы; поэтому они инстинк­тивно шепчут: чур меня, чур меня! да минует меня чаша революционно-демократической диктатуры! как бы не погибнуть! господа! вы уже лучше «медленным шагом, робким зигзагом»!..

Неудивительно, что Парвусу, который так велико­душно поддерживал новоискровцев, пока дело шло преимущественно о кооптации старейших и заслужен­ных, тяжело стало в конце концов в подобном болотном обществе. Неудивительно, что он стал испытывать в нем все чаще taedium vitae, тошноту жизни. И он, наконец, взбунтовался. Он не ограничился защитой смертельно перепугавшего новую «Искру» лозунга «организовать революцию», не ограничился воззваниями, которые «Искра» отпечатала отдельными листками, спрятав даже по случаю «якобинских» ужасов упоминание о социал-демократической рабочей партии[i]. Нет. Освободившись от кошмара премудрой аксельродовской

16

(или люксембурговской?) теории организации-процесса, Парвус сумел, наконец, пойти вперед, вместо того, чтобы пятиться, подобно раку, назад. Он не захотел делать «Сизифову работу»[11] бесконечных поправок к мартыновским и мартовским глупостям. Он выступил прямо (к сожалению, вместе с Троцким) с защитой идеи революционно-демократической диктатуры[j], идеи об обязанности социал-демократии принять участие во временном революционном правительстве после низвер­жения самодержавия. Тысячу раз прав Парвус, когда он говорит, что социал-демократия не должна бояться смелых шагов вперед, не должна опасаться нанесения совместных «ударов» врагу рука об руку с революцион­ной буржуазной демократией, при обязательном (очень кстати напоминаемом) условии не смешивать органи­зации; врозь идти, вместе бить; не скрывать разнород­ности интересов; следить за своим союзником, как за своим врагом, и т. д.

Но чем горячее наше сочувствие всем этим лозунгам отвернувшегося от хвостистов революционного социал-демократа[k], тем неприятнее поразили нас некоторые неверные ноты, взятые Парвусом. И не из придирчи­вости отмечаем мы эти маленькие неверности, а потому что кому много дано, с того много и спросится. Всего опаснее было бы теперь, если бы верная позиция Парвуса была скомпрометирована его собственной неосмо­трительностью. Именно к числу по меньшей мере неос­мотрительных фраз в разбираемом предисловии Парвуса

17

к брошюре Троцкого относятся следующие: «Если мы хотим обособить революционный пролетариат от дру­гих политических течений, то мы должны уметь стоять идейно во главе революционного движения» (это верно), «быть революционнее всех». Это неверно. То есть, это неверно, если взять это положение в том общем смысле, который придан ему фразой Парвуса, это неверно с точки зрения читателя, который берет это предисловие как нечто самодовлеющее, независимо от Мартынова и новоискровцев, не упоминаемых Парвусом. Если взгля­нуть на это положение диалектически, т. е. относительно, конкретно, всесторонне, не подражая тем литератур­ным наездникам, которые даже много лет спустя вы­хватывают из цельного произведения отдельные фразы и извращают их смысл, — тогда ясно будет, что это направлено Парвусом именно против хвостизма и, по­стольку это справедливо (сравни особенно последую­щие слова Парвуса: «если мы отстанем от революцион­ного развития» и т. д.). Но читатель не может же иметь в виду одних хвостистов, и среди опасных друзей рево­люции из лагеря революционеров кроме хвостистов есть еще совсем другие люди, есть «социалисты-револю­ционеры», есть люди, вовлекаемые потоком событий, беспомощные пред революционной фразой, как Надеждины, или такие, у которых инстинкт заменяет рево­люционное миросозерцание (вроде Гапона). Об них позабыл Парвус, и позабыл потому, что его изложение, развитие его мысли шло не свободно, а связанное прият­ным воспоминанием о той мартыновщине, от которой он старается предостеречь читателя. Изложение Парвуса недостаточно конкретно, ибо он не считается со всей той совокупностью различных, имеющихся в России, революционных течений, которые неизбежны в эпоху демократического переворота и естественно отражают классовую нерасчлененность общества в такую эпоху. Неясные, иногда даже реакционные социалистические мысли совершенно естественно облекают в такое время революционно-демократические программы, прячась за революционную фразу (вспомните социалистов-револю­ционеров и Надеждина, который, кажется, изменил

18

только званье, перешедши от «революционеров-социа­листов» к новой «Искре»). А при подобных условиях мы, социал-демократы, никогда не можем и не станем ставить лозунга: «быть революционнее всех». За рево­люционностью оторванного от классовой почвы демо­крата, щеголяющего фразой, падкого на ходкие и де­шевые (особенно в аграрной области) лозунги, мы и не подумаем угоняться; мы, напротив того, всегда будем относиться к ней критически, разоблачать дей­ствительное значение слов, действительное содержание идеализируемых великих событий, уча трезвому учету классов и оттенков внутри классов в самые горячие моменты революции.

Точно так же неверны, и по той же причине, положе­ния Парвуса, что «революционное временное прави­тельство в России будет правительством рабочей демо­кратии», что «если социал-демократия будет во главе революционного движения русского пролетариата, то это правительство будет социал-демократическим», что социал-демократическое временное правительство «бу­дет целостное правительство с социал-демократическим большинством». Этого не может быть, если говорить не о случайных, мимолетных эпизодах, а о сколько-нибудь длительной, сколько-нибудь способной оставить след в истории революционной диктатуре. Этого не может быть, потому что сколько-нибудь прочной (ко­нечно, не безусловно, а относительно) может быть лишь революционная диктатура, опирающаяся на громадное большинство народа. Русский же пролетариат соста­вляет сейчас меньшинство населения России. Стать громадным, подавляющим большинством он может лишь при соединении с массой полупролетариев, полу­хозяйчиков, т. е. с массой мелкобуржуазной городской и сельской бедноты. И такой состав социального базиса возможной и желательной революционно-демократиче­ской диктатуры отразится, конечно, на составе револю­ционного правительства, сделает неизбежным участие в нем или даже преобладание в нем самых разно­шерстных представителей революционной демократии. Было бы крайне вредно делать себе на этот счет какие

19

бы то ни было иллюзии. Если пустозвон Троцкий пишет теперь (к сожалению, рядом с Парвусом), что «свящ. Гапон мог появиться однажды», что «второму Гапону нет места», то это исключительно потому, что он пусто­звон. Если бы в России не было места второму Гапону, то у нас не было бы места и для действительно «великой», до конца доходящей, демократической революции. Чтобы стать великой, чтобы напомнить 1789—1793, а не 1848—1850-ые годы, и превзойти их, она должна поднять к активной жизни, к героическим усилиям, к «основа­тельному историческому творчеству» гигантские массы, поднять из страшной темноты, из невиданной забитости, из невероятной одичалости и беспросветной тупости. Она уже поднимает, она поднимет их, — это дело облегчает своим судорожным сопротивлением само правительство, но, разумеется, о продуманном полити­ческом сознании, о социал-демократическом сознании этих масс и их многочисленных «самобытных», народных и даже мужицких вожаков -не может быть и речи. Они не могут теперь же, не проделав ряда революционных испытаний, стать социал-демократами не только в силу темноты (революция просвещает, повторяем, со сказоч­ной быстротой), а потому, что их классовое положение не есть пролетарское, потому, что объективная логика исторического развития ставит перед ними в настоя­щую минуту задачи совсем не социалистического, а демократического переворота.

И в этом перевороте со всей энергией будет участво­вать революционный пролетариат, отметая от себя жал­кий хвостизм одних и революционную фразу других, внося классовую определенность и сознательность в головокружительный вихрь событий, идя неуклонно и смело вперед, не страшась революционно-демокра­тической диктатуры, а страстно желая ее, борясь за республику и полную республиканскую свободу, за серьезные экономические реформы, чтобы создать себе Действительно широкую и действительно достойную XX века арену борьбы за социализм.



[a] В рукописи: «...которыми так охотно пугают политических младен­цев присосеживающиеся к революции старые бабы» Ред.

[b] В рукописи вместо «чистая несообразность» — «величайшая глу­пость». Ред.

[c] Мы уже отмечали нелепость мысли, чтобы пролетариат хотя на худой из худых концов мог толкать буржуазию назад.

[d] Статья была уже набрана, когда мы получили № 93 «Искры», к кото­рому вам еще придется вернуться.

[e] В рукописи: «...в отличие от социалистических преобразований, имеет не книжное только, не догматическое значение, которое охотно при­дают ей марксистские начетчики, а самое жизненное, практическое...». Ред.

[f] В рукописи после слов «от буржуазии» следует: «(как рассуждает начетчик, применяющий не к месту вполне законченные и чистые кате­гории буржуазного строя, накануне его краха)». Ред.

[g] В рукописи: «...философическим рассмотрением «задней» русского пролетариата». Ред.

[h] В рукописи после слова «ее» следует: «(и никогда уже не будет усматривать этот худой конец в виде невозможного и немыслимого «вос­становления абсолютизма в его первоначальном виде»)». Ред.

[i] Не знаю, заметили ли наши читатели характерный факт: среди кучи хлама, издаваемого новой «Искрой» в виде листков, были хорошие листки, подписанные Парвусом. Редакция «Искры» отвернулась именно от этих листков, не пожелав упомянуть ни о нашей партии, ни о своем издательстве.

[j] В рукописи: «Он выступил прямо (к сожалению, вместе с пусто­звоном Троцким в предисловии к его пустозвонной брошюре «До 9 января») с защитой идеи революционно-демократической диктатуры...». Ред.

[k] В рукописи имеется подстрочное примечание: «О брошюре Троцкого с предисловием Парвуса, изданной в типографии партии, «Искра» по су­ществу поднятого вопроса хранит скромненько молчание. Ей, разумеется, не выгодно распутывать путаницу: Мартынов в лес, Парвус по дрова, а мы помолчим, пока Плеханов вытащит за уши Мартова! Это называется у нас «идейным руководством партии»! Кстати, один «формалистический» курьез. Наши Соломоны в Совете постановили, что заголовок партии допустим лишь на брошюрах, изданных по поручению партийных организаций. Инте­ресно бы узнать у Соломонов, какая организация поручила издавать брошюры Надеждина, Троцкого и других? Или правы были те, кто объявил вышеназванное «постановление» дрянной кружковой выходкой против издательства Ленина?». Ред.



[1] Статья «Социал-демократия и временное революционное пра­вительство» написана Лениным в конце марта 1905 года, когда подъем революционного движения вызвал оживлен­ное обсуждение в среде социал-демократов одного из насущ­ных вопросов революции — о временном революционном правительстве и участии в нем социал-демократии. В этой статье Ленин подвергает критике позицию меньшевиков, выступавших против участия социал-демократии во вре­менном революционном правительстве.

В разделе «Подготовительные материалы» публикуется план статьи (см. настоящий том, стр. 365).

В рукописи статьи имеется правка, сделанная рукой М. С. Ольминского, с которой статья была напечатана в га­зете «Вперед». В настоящем томе в подстрочных примечаниях по рукописи восстанавливаются наиболее важные места.

«Вперед» — нелегальная большевистская еженедельная газета; издавалась в Женеве с 22 декабря 1904 (4 января 1905) по 5 (18) мая 1905 года. Вышло 18 номеров; тираж 7—10 тысяч экземпляров. Организатором, идейным вдохно­вителем и непосредственным руководителем газеты был В. И. Ленин. Он же предложил и название газеты. В состав редакции входили В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский. Всю переписку газеты с местными коми­тетами в России и корреспондентами вела Н. К. Крупская.

Газета «Вперед» издавалась в обстановке ожесточенной внутрипартийной борьбы, когда меньшевистские лидеры после II съезда обманным путем захватили центры партии (ЦО, Совет партии и ЦК) и начали раскалывать партий­ные организации на местах. Дезорганизаторская работа меньшевиков нарушала единство действий рабочего класса. Перед лицом надвигающейся революции в России, когда особенно требовалось сплочение сил для обеспечения бое­вого единства пролетариата, такое положение в партии было нетерпимо. В. И. Ленин и большевики повели непримиримую борьбу с оппортунизмом меньшевиков и их дезорганизаторской деятельностью, стали призывать местные партийные организации к борьбе за созыв III съезда партии, как единственный выход из партийного кризиса. В. И. Ленин, определяя содержание газеты, писал: «На­правление газеты «Вперед» есть направление старой «Искры». Во имя старой «Искры» «Вперед» решительно борется с новой «Искрой»» (Сочинения, 5 изд., том 9, стр. 236). Ленин не только писал руководящие статьи во «Вперед», его перу принадлежит также большое число различных заметок и обработанных им корреспонденции. Некоторые статьи написаны Лениным в сотрудничестве с другими чле­нами редакции (Воровским, Ольминским и др.). Сохранив­шаяся часть рукописей различных авторов носит следы больших правок и значительных вставок В. И. Ленина. Каждый номер в полосах обязательно просматривался Лениным. Даже будучи целиком занят работой на III съезде в Лондоне, Ленин все же нашел время для просмотра гранок № 17 «Вперед». Только № 18, по-видимому, вышел без редакторского просмотра Ленина, ввиду переезда его из Лондона в Женеву. В газете «Вперед» было опубликовано свыше 60 статей и заметок В. И. Ленина. В них Ленин разрабатывал тактическую линию большевиков по вопросам вооруженного восстания, о временном революционном правительстве и революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства, об отношении социал-демо­кратии к крестьянскому движению, к либеральной буржуа­зии, к русско-японской войне. Некоторые номера газеты, как например № 4 и № 5, посвященные событиям 9 (22) ян­варя 1905 года и началу революции в России, почти целиком составлены В. И. Лениным.

Газета «Вперед» очень скоро после выхода завоевала симпатии местных партийных комитетов, которые признали ее своим органом. Сплачивая местные партийные комитеты на основе ленинских принципов, газета «Вперед» сыграла большую роль в подготовке III съезда партии, в основу ре­шений которого были положены установки, выдвинутые и обоснованные В. И. Лениным на страницах газеты. Такти­ческая линия газеты «Вперед» стала тактической линией III съезда. Газета «Вперед» имела постоянную связь с партий­ными организациями России. Особенно тесная связь была с Петербургским, Московским, Одесским, Бакинским, Екате-ринославским и другими комитетами, а также с Кавказ­ским союзным комитетом РСДРП. Статьи В. И. Ленина из газеты «Вперед» часто перепечатывались в местных органах большевистской печати, издавались отдельными листов­ками или брошюрами. Статья Ленина «Начало революции в России» из 4 «Вперед» была издана отдельной листов­кой Одесским, Саратовским и Николаевским комитетами РСДРП, статья «Пролетариат и крестьянство» («Вперед»

№ 11) — Петербургским комитетом РСДРП. Кавказский Союзный комитет РСДРП издал статью В. И. Ленина «Рево­люционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» («Вперед» № 14) отдельной брошюрой на гру­зинском, русском и армянском языках.

Третий съезд партии в специальной резолюции отметил выдающуюся роль газеты «Вперед» в борьбе против мень­шевизма, за восстановление партийности, в постановке и освещении выдвинутых революционным движением вопросов тактики, в борьбе за созыв съезда и выразил благодарность редакции газеты. По решению III съезда вместо газеты «Вперед» стала издаваться газета «Пролетарий» как Цен­тральный Орган партии, которая явилась прямым и непо­средственным продолжением газеты «Вперед».

Газета «Вперед» сыграла огромную роль в борьбе революционно-пролетарского политического направления с мелкобуржуазным и либерально-буржуазным в период первой русской революции.

[2] Рабочедельцы — сторонники «экономизма»,   группировав­шиеся вокруг журнала «Рабочее Дело», органа «Союза рус­ских социал-демократов за границей». Журнал выходил в Женеве с апреля 1899 по февраль 1902 года под редакцией Б. Н. Кричевского, П. Ф. Теплова (Сибиряка), В. П. Иван-шина, а затем и А. С. Мартынова. Вышло 12 номеров (девять книг). «Рабочее Дело» поддерживало бернштейнианский лозунг «свободы критики» марксизма, стояло на оппорту­нистических позициях в вопросах тактики и организа­ционных задач русской социал-демократии. Рабочедельцы пропагандировали оппортунистические идеи подчинения по­литической борьбы пролетариата экономической борьбе, пре­клонялись перед стихийностью рабочего движения и отри­цали руководящую роль партии.

[3] «Освобождение» — двухнедельный журнал, издававшийся за границей с 18 июня (1 июля) 1902 года по 5 (18) октября 1905 года под редакцией П. Б. Струве. Журнал являлся органом русской либеральной буржуазии и последовательно проводил идеи умеренно-монархического либерализма. В 1903 году вокруг журнала сложился (и в январе 1904 года оформился) «Союз освобождения», просуществовавший до октября 1905 года. Наряду с земцами-конституционали­стами «освобожденцы» составили ядро образовавшейся в октябре 1905 года конституционно-демократической пар­тии (кадетов) — главной буржуазной партии в России.

[4] Имеется в виду меньшевистская «Искра». На II съезде партии была утверждена редакция Центрального Органа пар­тии в составе В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и Л. Мартова.

Однако меньшевик Мартов, вопреки решению съезда, отка­зался войти в редакцию без старых редакторов-меньшевиков (П. Б. Аксельрода, А. Н. Потресова и В. И. Засулич), не избранных II съездом, и №№ 46—51 «Искры» вышли под редакцией Ленина и Плеханова. В дальнейшем Плеханов перешел на позиции меньшевизма и потребовал включения в состав редакции отвергнутых съездом старых редакто­ров-меньшевиков. В. И. Ленин не мог согласиться с этим и 19 октября (1 ноября) 1903 года вышел из редакции «Искры»; он был кооптирован в ЦК и оттуда повел борьбу с оппортунистами-меньшевиками. Номер 52 «Искры» вы­шел под редакцией одного Плеханова, а 13 (26) ноября 1903 года Плеханов единолично, нарушив волю II съезда партии, кооптировал в состав редакции «Искры» бывших ее редакторов-меньшевиков Аксельрода, Потресова и За­сулич. С пятьдесят второго номера «Искра» перестала быть боевым органом революционного марксизма. Мень­шевики превратили ее в орган борьбы против марксизма, против партии, в трибуну для проповеди оппортунизма Сами меньшевики признавали, что «между старой и новой «Искрой» легла пропасть». Новая, меньшевистская «Искра» подрывала основы партийности: требование обязательности выполнения партийных решений объявлялось «бюрократиз­мом» и «формализмом», подчинение меньшинства большин­ству рассматривалось как «грубо механическое» подавление воли и свободы члена партии, партийная дисциплина тре­тировалась как «крепостное право». Меньшевики тащили партию назад, к организационной раздробленности и рас­пущенности, к кружковщине и кустарничеству.

[5] Жирондисты и якобинцы — название двух политических группировок буржуазии периода французской буржуазной революции конца XVIII века. Жирондисты, выражавшие интересы умеренной буржуазии, колебались между револю­цией и контрреволюцией и шли по пути сделок с монархией. Якобинцами называли наиболее решительных представи­телей буржуазии, революционных демократов, последо­вательно отстаивавших необходимость уничтожения абсо­лютизма и феодализма. Якобинцы возглавили народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 года, свергнувшее власть жиронды и приведшее к установлению якобинской дик­татуры.

Жирондистами социал-демократии Ленин называет оппор­тунистическое течение в социал-демократии, меньшевиков.

Бакунизм близок прудонизму — мелкобуржуазному те­чению, отражавшему идеологию мелкого разорившегося собственника. Основным положением бакунизма является отрицание всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата, непонимание всемирно-исторической роли пролетариата. Бакунисты вели упорную борьбу против марксистской теории и тактики рабочего движения. Их тактика заговорщичества, немедленных бунтов и терроризма была авантюристична и враждебна марксистскому учению о восстании. Бакунизм явился одним из идейных источников народничества.

Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. Марксом и Ф. Энгельсом. В. И. Ленин характеризовал бакунизм как миросозерцание «отчаявшегося в своем спа­сении мелкого буржуа» (Сочинения, 4 изд., том 18, стр. 11).

О Бакунине и бакунистах см. работы К. Маркса и Ф. Эн­гельса «Альянс социалистической демократии и Между­народное Товарищество Рабочих» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XIII, ч. II, 1940, стр. 537—649), Ф. Энгельса «Бакунисты за работой» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине­ния, т. XV, 1935, стр. 105—124) и др.

Ткачевизм — направление в революционном народничестве, близкое к бланкизму, названное по имени идеолога его П. Н. Ткачева (1844—1885). Ткачевисты считали поли­тическую борьбу необходимой предпосылкой революции, но недооценивали решающую роль народных масс. По мнению Ткачева, революционное меньшинство должно за­хватить политическую власть, создать новое государство и провести революционные преобразования в интересах народа, которому остается лишь воспользоваться готовыми результатами.

С критикой мелкобуржуазной революционности Ткачева выступил Ф. Энгельс в статье «Эмигрантская литература» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, 1935, стр. 241—264).

[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. «Манифест Коммунистической пар­тии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 433).

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 7, стр. 422— 423.

[8] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 7, стр. 423.

[9] Социалисты-революционеры (эсеры) — мелкобуржуазная пар­тия в России; возникла в конце 1901 — начале 1902 года в результате объединения различных народнических групп и кружков («Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров» и др.). Ее официальными органами стали газета «Революционная Россия» (1900— 1905) и журнал «Вестник Русской Революции» (1901—1905). Эсеры не видели классовых различий между пролетариа­том и мелким собственником, затушевывали классовое рас­слоение и противоречия внутри крестьянства, отвергали руководящую роль пролетариата в революции Взгляды эсеров представляли собой эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма; эсеры пытались, по вы­ражению Ленина, «прорехи народничества» исправлять «заплатами модной оппортунистической «критики» мар­ксизма» (Сочинения, 4 изд., том 9, стр. 283). Тактика индиви­дуального террора, которую эсеры проповедовали как основной метод борьбы с самодержавием, наносила большой вред революционному движению, затрудняла дело органи­зации масс для революционной борьбы.

Аграрная программа эсеров предусматривала уничто­жение частной собственности на землю и переход ее в распоряжение общин, проведение «трудового начала» и «ура­внительности» землепользования, а также развитие коопе­рации. В этой программе, которую эсеры именовали «со­циализацией земли», в действительности не было ничего социалистического. Анализируя эсеровскую программу, В. И. Ленин показал, что сохранение товарного производ­ства и частного хозяйства на общей земле не устраняет господства капитала, не избавляет трудящихся крестьян от эксплуатации и разорения; не может быть спасительным средством для мелких крестьян и кооперация в условиях капитализма, ибо она служит обогащению сельской бур­жуазии. В то же время Ленин отмечал, что требования уравнительного землепользования, не будучи социалисти­ческими, имели исторически прогрессивный революционно-демократический характер, поскольку они были направлены против реакционного помещичьего землевладения.

Партия большевиков разоблачала попытки эсеров маски­роваться под социалистов, вела упорную борьбу с эсерами за влияние на крестьянство, вскрывала вред их тактики индивидуального террора для рабочего движения. В то же время большевики шли, при определенных условиях, на временные соглашения с эсерами в борьбе против царизма. В резолюции III съезда РСДРП «О практических согла­шениях с социалистами-революционерами» говорилось, что «III съезд РСДРП поручает ЦК и местным комитетам в случае надобности входить во временные боевые соглаше­ния с организациями социалистов-революционеров, причем местные соглашения могут заключаться лишь под контро­лем Центрального Комитета».

Классовая неоднородность крестьянства обусловила по­литическую и идейную неустойчивость и организацион­ный разброд в партии эсеров, их постоянные колебания между либеральной буржуазией и пролетариатом. Уже в годы первой русской революции от партии эсеров отколо­лось правое крыло, образовавшее легальную «Трудовую на­родно-социалистическую партию» (энесы), близкую по своим взглядам к кадетам, и левое крыло, оформившееся в полуанархистский союз «максималистов». В период столыпин­ской реакции партия эсеров переживала полный идейный и организационный развал. В годы первой мировой войны большинство эсеров стояло на позициях социал-шовинизма.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года эсеры вместе с меньшевиками и каде­тами были главной опорой контрреволюционного буржуазно-помещичьего Временного правительства, а лидеры партии (Керенский, Авксентьев, Чернов) входили в его состав. Партия эсеров отказалась от поддержки крестьянского требования ликвидации помещичьего землевладения, вы­ступила за сохранение помещичьей собственности на землю; эсеровские министры Временного правительства посылали карательные отряды против крестьян, захватывавших по­мещичьи земли.

В конце ноября 1917 года левое крыло эсеров образовало самостоятельную партию левых эсеров. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, левые эсеры формально признали Советскую власть и вступили в соглашение с боль­шевиками, но вскоре встали на путь борьбы против Совет­ской власти.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны эсеры вели контрреволюционную подрывную ра­боту, активно поддерживали интервентов и белогвар­дейских генералов, участвовали в контрреволюционных заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государства и Коммунистической партии. После окончания гражданской войны эсеры про­должали враждебную деятельность против Советского госу­дарства внутри страны и в стане белогвардейской эмигра­ции.

[10] К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 8, стр. 209).

[11] «Сизифова работа» — синоним тяжелого, утомительного, но бесплодного труда; возник из мифа о древнегреческом царе Сизифе. За проступки перед богами, как рассказы­вается в легенде, Сизиф был жестоко наказан: он должен был вечно вкатывать на высокую гору громадный камень, который, не достигнув вершины, вырывался из его рук и скатывался вниз. Сизиф должен был начинать все сначала, но никогда не мог достигнуть цели — вершины горы.

Употребляя выражение «Сизифова работа», Ленин наме­кает на карикатуру П. Лепешинского, изображавшую Плеханова, который тщетно пытался вытащить Мартова из меньшевистского болота.